Переход

Рассказывают, что Шамси Табризи бросил несколько книг в воду и вытащил их обратно совершенно сухими. Говорят, это произвело такое глубокое впечатление на Джалаледдина Руми, что он вследствие этого принял учение Табризи.
Однако, сообщают, что Акиб Хайдар отнесся к этой информации с недоверием.
— Как, — спросил он, — мог человек уровня Руми полагать, что то, что очевидно было трюком фокусники, могло доказывать что-либо относительно высокого положения Шамси?
Хайдар был поглощен этим вопросом долгие годы. Он решил предположить, что Руми не был обманут трюком. Далее, он предположил, что Шамси прибег к обману. Осталось выяснить — что же являлось целью демонстрации- ибо именно здесь, как верил Хайдар, мог быть найден ключ к тайному языку избранных.
Худжат Ахил был великим главой суфиев эпохи, и Хайдар, когда он нашел свой путь к нему, задал вопрос, занимавший его в течение семнадцати лет.
Ахил, как только этот вопрос был предложен ему, ответил:
— Совершенно верно, ваши предположения правильны, но человек так туп, что едва ли может увидеть, почему делаются такие вещи. Табризи проделал трюк для того, чтобы проиллюстрировать, что имеется ‘переход’ от возможного к невозможному и обратно. Этот трюк — не более, чем иллюстрация, но он в высшей степени поучителен. Если, например, вы нарисуете для сельского жителя картину, изображающую корову, идущую в хлев, вы сможете проиллюстрировать ему гипотетический факт — что корова может идти в хлев. Если бы он стал возражать, что ‘это не корова, а лишь кусок бумаги’, это показало бы его глупость, поскольку даже кусок бумаги может быть применен, чтобы указать на эту возможность. Подобно этому, сухие книги показали возможную трансценденцию реальности, что может быть достигнута человеком.

источник: И. Шах, Мыслители Востока получена от: Катерина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *