Самодовольное растение

Самодовольное растение

В роду Джан Фишан Хана передают историю о том, как некий эмир, сопровождаемый внушительной свитой, предпринял путешествие через всю Аравию, чтобы навестить великого мудреца. По прибытии он был принят с соответствующими его рангу почестями и богато одарен. Многие из окружения Джан Фишана ожидали, что, преодолев столь трудный путь, принц засыплет Хана бесчисленными вопросами — или, напротив, станет безмолвно впитывать мудрость, извлекая ее из самого пребывания в присутствии великого Мастера.
Однако за минуту до того, как о высоком госте было официально объявлено, Хан произнёс:
— Наблюдайте внимательно за нашей беседой, ибо подобный опыт дается редко.
Эмир вступил в зал и промолвил:
— Подтверди мой сан, ибо я не принадлежу к роду Хашимитов. Испокон веков вся аристократия получала такое подтверждение из рук твоих предков.
Джан Фишан произнес:
— Желаешь ли ты церемонии с соблюдением этикета и вручением верительных грамот — или же ты ищешь ответа на вопрос?
— Я бы хотел и того, и другого, если возможно. Но если я могу получить только одно, то я желаю ответа на свой вопрос, — ответил эмир.
— Поскольку ты проявил отсутствие алчности и попросил одного, тебе будет даровано и другое, — сказал Джан Фишан Хан. — Я подтвержу или отвергну твое право на титул своим ответом на твой философский вопрос.
— Вот мой вопрос. Почему столь многие суфии не воспринимают всерьез великие деяния, героизм, терпение и благородство, являющиеся наследием и славой арабов?
Джан Фишан промолвил:
— Вот тебе мой ответ. Он не только прояснит нашу позицию, но и укажет тебе, в чем может заключаться твоя подлинная роль как аристократа среди арабов.
— Мы не одобряем, а иногда даже высмеиваем те качества, которыми многие гордятся. Потому что они — минимум, а не максимум того, что человек может обрести. Героизм, преданность, терпение, гостеприимство или иные благородные качества — та точка, с которой человек только начинается. Что он — животное или растение, чтобы гордиться способностью вести себя пристойно? Почему люди должны превозносить его и стараться ему подражать? Напротив, ему пристало стыдиться, что он далеко не всегда ведет себя достойно, и быть благодарным за то, что он способен на великие деяния.
Выслушав это, аристократ отказался от титула эмира, сказав:
— Словом ‘эмир’ часто обозначают людей, находящихся на самой низшей ступени — так почему оно должно быть приложимо ко мне? Тот, кого мы зовем ‘обычным человеком’ — то есть тот, кто почти не обладает благородными качествами, недостоин даже, чтобы его сочли Странником, пока он не возвысился внутренне до стадии, именуемой ‘Высочество’ или ‘Возвышенность’.
Один из сопровождавших его воскликнул:
— Как! Вы намерены пожертвовать славой своего рода ради того, что могли вычитать в книгах?
Эмир ответил:
— Оттого, что я мог вычитать это в книгах, оно не перестало быть правдой. Возможно, я и читал об этом в книгах, но не придал этому значения. Но если я действительно когда-либо читал об этом, тогда я вдвойне достоин порицания. Ибо я предал свою способность воспринимать прочитанное, проигнорировав то, что могло бы помочь мне обрести статус человека, выведя меня из статуса самодовольного растения.

источник: И. Шах, Волшебный монастырь получена от: Катерина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *